Почему важно развивать фонематический слух? Это — залог правильного произношения, а затем — чтения и письма.
- Угадай звук. Попросите ребенка закрыть глаза и произведите тот или иной бытовой шум — переливание воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери. Спросите ребенка: что он услышал?
- Шумящие мешочки. Вместе с ребенком насыпьте в разные мешочки или коробочки разные «ингредиенты» — крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок закрывает глаза, а Вы берете тот или иной мешочек и трясете им. Ребенок отгадывает по звуку, что внутри мешочка.
- Волшебная палочка. Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску… Потом усложните задание — ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет «зазвучал».
- Жмурки. Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
- Повтори хлопки. Ребенок должен повторить за Вами ритмический рисунок хлопков. Например — 2 хлопка, пауза, 1 хлопок, пауза, 2 хлопка.
- Узнай свой голос. Запишите на кассету разные голоса — близких людей и самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.
- Громко-тихо. Договоритесь, какие действия ребенок будет производить, когда Вы говорите громко, и какие — когда тихо.
- Слушай и выбирай. Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
- Верно-неверно. Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
- Хлопки = слова. Проговорите слова разной длины, интонационно разделяя на слоги. Затем повторите то же самое, сопровождая каждый слог хлопком: па-па — 2 хлопка, ло-па-та — 3 хлопка, ба-ле-ри-на — 4 хлопка. Далее предложите ребенку самостоятельно «отхлопать» количество слогов в слове.
- Хлопни, когда услышал звук. Выберите один звук и четко его произнесите, подберите слоги и слова, где он отчетливо слышен. Затем произносите ряды звуков, слоги, короткие слова, где есть и где нет заданного звука. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит ряд, слог или слово, в котором содержится заданный звук.
- Сколько звуков. Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
- Похлопаем. Выберите один звук, задайте его ребенку. Затем произносите разные слова, в том числе начинающиеся с заданного звука. Когда ребенок слышит такие слова, он хлопает в ладоши.
- Отгадай слово. Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком — и ему нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук л: мы_о, ку_ак, _ампа.

