

Дорогие, родители, коллеги, учителя! Сказка — это безопасный волшебный детский символ, поэтому обычно не вызывает сопротивления и отказа. Придумывание собственной сказки предполагает полную свободу творчества: любое время, любые герои, любые события. Но в этом и есть трудность для арт-терапевта, родителя: задание нестандарно, результат непредсказуем, интерпретация в значительной степени зависит от опыта и интуиции.
В упражнении «Придумай сказку» действуют основные принципы проективных методов: неопределенность стимульного материала, закрытая инструкция, запрет на оценку работы. Проще говоря, Вы даете очень короткое задание «Придумай свою сказку. Любую, какую хочешь» и больше никаких уточнений, никак не оцениваете работу «сказочника» (комментарии типа «что за глупости ты придумываешь», «ты что, не можешь сочинить нормальную сказку?» или «опять ты про своих динозавров», равно как и «это самая лучшая сказка в мире» — категорически ЗАПРЕЩЕНЫ!).
Инструкция: «Придумай сказку»
Иногда у ребенка возникают затруднения с тем, как начать. Тогда можно задать вопросы: «Кто будет главным героем твоей сказки?», «Какая история с ним произошла?». Сказку лучше тут же записывать на листочек или диктофон, видео, если ребёнок не возражает («Ты не против, если я буду записывать твою сказку?»). Если ребенок в какой-то момент запнулся и не знает, как продолжить, Вы можете перечитать вслух уже придуманную сказку и спросить: «Что же было дальше?» Бывает, что дети увлекаются повествованием и как будто застревают на одном моменте, повторяя его снова и снова, расписывая слишком подробно (например, ситуацию боя или диалог героев). В таком случае можно также перечитать уже придуманную часть сказки и задать вопросы: «Чем же закончился бой? Кто победил?» или «Что же они решили? До чего договорились?»
Детям может быть сложно самостоятельно придумать вступление, завязку, кульминацию и развязку. Поэтому Ваши наводящие вопросы типа: «Что же было дальше?», «И что он тогда сделал?», «Чем же всё закончилось?» — не только продемонстрируют Ваш интерес к сказке, но и помогут логично выстроить повествование.
Когда сказка придумана полностью, прочитайте ее вслух и с выражением автору (а другим людям — только если он разрешит). Возможно, ребенок захочет внести в нее какие-то изменения и дополнения.
Конечно, лучше, чтобы у истории был счастливый конец. Поэтому, если итог получился печальный, то можно предложить придумать еще 1-2 альтернативных завершения сказки. При этом Вы не отвергаете первый вариант окончания, а придумываете дополнительные.
И в конце – РИСУНОК главных героев!
Таким образом вы помогаете ребенку посмотреть на ситуацию под другим углом, увидеть различные варианты поведения и исхода событий.
Поблагодарите автора-сказочника, за его труд, возможности. Это отличный стимул для улучшения разговорной речи, написанию сочинений, пересказам. Удачи!




