Дефекты речевого дыхания у ребенка не всегда заметны, но очень вредны для организма. Такие нарушения сопровождаются активностью судорожного типа в мускулатуре речевого аппарата и проявляются на практике укороченным вдохом, что приводит к вдыханию малого количества воздуха перед высказыванием.

Особенности коррекции дыхания

Коррекция дыхания важна в лечении заикания. При данной проблеме человек обычно дышит поверхностно, нерегулярно, а мускулатура груди перенапрягается. В этой связи важным этапом считается отработка дыхания по диафрагмально-реберной форме, имеющей некоторые особенности:

  • Для начала необходимо научиться расслаблять мышцы. При релаксации диафрагмальная разновидность дыхания осваивается сама по себе;
  • Для занятий у детей оптимально применять игровой формат, направленный на обеспечение глубокого вдоха, происходящего непроизвольно, и долгого выдоха;
  • Ребенок не должен концентрироваться на самом процессе выдохов или вдохов;
  • Для правильной постановки дыхания используются специальные упражнения – руки перемещаются вперед из положения «в разные стороны» с обхватом груди, либо из верхнего положения перемещаются вниз.

Для контроля продолжительности вдоха, его непрерывности на слух стоит учитывать, что дети обычно вдыхают, произнося согласные.

Упражнения

Первое упражнение в рамках установления диафрагмального типа дыхания для лечения от заикания выполняется на спине в положении лежа. Ребенок располагает руки на зоне диафрагмы, чтобы ощутить, как «живот дышит». Для наглядности можно прожить плоский предмет на живот. Выполнять нужно без усилий в течение 2-3 минут.

Есть и другие упражнения, которые нередко используются на курсах ораторского мастерства также для постановки правильного дыхания:

  • Задувание свечки – роль свечи играет полоска бумаги. Ее нужно держать в 10 см от рта, а потом дуть на нее так, чтобы она отклонялось;
  • Лопнувшая резина – надо развести руки впереди в виде круга – шины. В выдохе необходимо спокойно говорить «ш», скрещивая руки (они должны оказаться на противоположных плечах». При возвращении в первоначальную позицию человек автоматически вдыхает;
  • Накачивание колеса – руки нужно поставить впереди, сжать кулаки, имитируя насосную установку. Плавно наклоняясь вперед, нужно произносить «с». При выпрямлении человек автоматически вдыхает;
  • Воздушный шарик – делается, как предыдущее упражнение, но произносится «ф»;
  • Жужжащий жук – руки следует поднять по сторонам, слегка отводя назад – это будут «крылья». При опускании рук нужно произносить «ж». При возврате в первоначальную позицию человек автоматически вдыхает;
  • Каркающая ворона – руки нужно поднимать наверх через обе стороны, а затем опускать их и одновременно приседать, длинно произнося «кар». При возврате в первоначальную позицию человек автоматически вдыхает;
  • Гуси – руки на талии, тело плавно наклоняется вперед без опускания головы. Нужно произносить протяжное «га». При возврате в первоначальное положение человек непроизвольно вдыхает.

Для коррекции речи силу выдоха, его продолжительность можно натренировать, выдыхая под счет, произнося звуки щелевого типа либо «прокатывая» воображаемый шар по руке на выдохе.

Другие методы дыхательной тренировки

На курсах риторики и ораторского мастерства для подростков, взрослых используются более осознанные методики отработки диафрагмального типа дыхания. Например, лежа нужно расслабиться, положить ладони на зону диафрагмы, чтобы почувствовать, как движется передняя часть живота при вдыхании и выдыхании воздуха.

Натренировав эти движения, переходят в положение стоя: снова разместить руку на зоне диафрагмы, вдохнуть. Задача – почувствовать такое же движение, которое ощущалось лежа. Можно отслеживать движения груди в зеркале, а также контролировать, чтобы плечи при вдохе не приподнимались.

Следующий прием, используемый на ораторских курсах – тренировка диафрагмального варианта дыхания при ходьбе, во время наклонов, разворотов тела и выполнения других действий. Хороший эффект дает методика А.Н. Стрельниковой.

Стоит учитывать основные ошибки, допускаемые при отработке речевого дыхания. Это, например, вдыхание чрезмерного объема воздуха, что способствует перенапряжению дыхательных мышц и гипервентиляции легких.

Особое внимание на курсах ораторского мастерства уделяется отработке долгого фонационного выдоха, необходимого для координации дыхания с голосом и с артикуляцией. Занятие начинается с долгого произнесения единственного, а затем нескольких гласных, после чего вводятся слоги, а позднее – слова и фразы.

    ФИО

    Телефон

    Email

    Виды услуг

    Дополнительная информация

    Нажатие кнопки "Записаться" означает согласие с Политикой конфиденциальности