Чтение – это не складывание слогов в слова, а порождение смыслов. Научиться читать – значит, научиться видеть то, что скрывается за текстом. Ребенок, который просто складывает буквы — не читает, то есть не порождает смыслы. Он просто озвучивает символы на странице книги. Надо, чтобы у него сформировалась смысловая и вообразительная мускулатура чтения, так же, как формируется мускулатура атлета. Чтобы ребенок научился ВООБРАЖАТЬ то, что он читает. Но именно этому школа не учит.
Решение: книги без картинок и «дырчатое чтение»
Первое условие – надо взять книгу без картинок. Возьмем «Винни Пуха» и прикроем рукой картинку. Читаем: «Иногда, – сказал Иа, – когда люди забирают чей-нибудь дом, там остается кусочек-другой, который им не нужен, который они с удовольствием вернут бывшему хозяину». «Иногда»… – прочитав это, я делаю паузу. Ребенок должен осознать, что для него означает слово “иногда”. Мы запускаем цепь внутренних ассоциаций. “Иногда мы с мамой ходим в кафе”. “Иногда мне бывает больно”. Чтение, таким образом, предполагает создание внутри себя героев и визуальных образов. Другого настолько эффективного инструмента человечество еще не придумало.
Кроме того, во время этих пауз и запуска воображения ребенок начинает многомерно воспринимать слово. Он учится различать окончания слов и падежи. У него быстро начинает развиваться синтаксический, орфографический и смысловой слух. Так он начинает учиться читать. А когда дети начинают чувствовать текст, они понимают, что это – гораздо интереснее, чем смотреть кино. Чтение побеждает визуализацию, которой за последние тридцать-сорок лет в мире стало слишком много.
Стоит ли торопиться обучать чтению?
Часто родители подгоняют своего ребенка в овладении навыками чтения и письма, считая, что всякая задержка – отклонение от нормы.
Всему свое время
Между тем, необходимо учитывать естественный ход развития познавательных способностей маленького человека. Так, например, не имеет смысла учить ребенка чтению, пока у него не выработаются элементарные способности запоминания – например, последовательности времен года и дней недели.
Также, прежде чем учиться читать, ребенок должен научиться соотносить реальные объекты с их графическими образами – это дает навык рисования.
Как устроен механизм?
Важно понимать, из чего состоит процесс овладения чтением. В первую очередь ребенок усваивает алфавит (языковой уровень), затем приходит осознание текста, понимание смыслов. В первые 2-3 года обучения необходим именно такой пошаговый режим: в первом классе большинство детей читают по буквам, и потом, услышав, что получилось, называют слово целиком. Озвучивание постепенно приводит к осознанию того, что ребенок прочитал.
Все это должны понимать родители – и не торопить, а помогать своему ребёнку пройти необходимые этапы развития познавательных навыков.
Техника чтения
Качество чтения ребенка в первые школьные годы может быть индикатором его общего развития — и развития речи в частности. Это качество оценивается по следующим параметрам:
- способ чтения: по слогам или слова целиком
- наличие ошибок и запинок при чтении
- осознанность: степень понимания прочитанного текста
- выразительность: расставление смысловых акцентов голосом и интонацией
- количество слов в минуту
Нормативы оценки качества чтения на конец 1, 2, 3 и 4 классов:
1 класс
Скорость чтения – от 20 слов в минуту. Чтение осознанное, без ошибок, допускается читать сложные слова (из 3 слогов и более) по слогам, простые – обязательно целиком.
2 класс
Скорость чтения – от 45 слов в минуту. Чтение целыми словами вне зависимости от количества слогов. Без ошибок и запинок. Чтение осознанное, с расстановкой акцентов (пауз и ударений) и интонациями.
3 класс
Скорость чтения – от 70 слов в минуту. Чтение целыми словами. Без ошибок и запинок. Расставновка пауз и интонации показывают полное понимание содержания текста.
4 класс
От 85 слов в минуту. Чтение целыми словами. Без ошибок и запинок. Расставновка пауз и интонации демонстрируют полное понимание содержания текста. Появляется выражение собственного отношения к прочитанному.
Если качество чтения ребенка не соответсвует этим нормам, не нужно переживать и подозревать отставание в развитии. И главное — не «гонитесь» за количеством слов в минуту: главное, все же, правильность и осознанность, а скорость придет со временем.
Как помочь?
Прежде всего важно определить причину – это поможет принять своевременные и эффективные меры. Причин может быть много – от простого нежелания учиться до нарушений зрения, слуха, письма и других нарушений из сферы компетенции логопеда. В любом случае, не ждите, что все наладится само собой – обратитесь за консультацией к квалифицированному специалисту. Логопед проводит комплексную диагностику чтения и письма и предлагает курс из 10 занятий (2-3 раза в неделю). На занятиях он использует комплекс методик, направленный на устранение причин, тормозящих развитие чтения: упражнения для зрения, слуха, письма, внимания.

