В психологической работе с подростками важно использовать эффективные и гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет подростку возможность проанализировать конфликтную ситуацию или какую-либо другую проблему наиболее удобным, мягким для психики способом. Проигрывая, проживая, осознавая, находить правильные решения, ответы на свои вопросы, выходы из ситуаций. А у них их в этом возрасте предостаточно.
Именно поэтому арт-терапия, как один из методов в психологии, который позволяет погружаться в проблему настолько, насколько подросток готов к ее переживанию, дает качественный результат. Рисуя, лепя, танцуя, сочиняя, создавая подросток может дать выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения к происходящему.
Рисование, лепка, сказка и т. д. выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование, лепка, сказка и т. д широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов, принятия себя.
Метафорический смысл терапии творчеством – это достижение внутренней гармонии Личности, раскрытие в себе Внутреннего Созидателя.
Таким образом, применение в психологической практике приемов и методов арт-терапии позволяет уйти с позиции «Всезнающего Взрослого» и вовлечь подростков в процесс со-творчества, постижения своих возможностей, скрытых талантов и ресурсов.
Метод арт-терапии помогает подростку:
- Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурой является безопасным для подростка способом выпустить “пар” и разрядить напряжение.
- Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от “цензуры” сознания.
- Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о подростке, который может помогать в интерпретации своих произведений.
- Наладить отношения между родителями и подростком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
- Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами, скульптурой предусматривают упорядочивание цвета и форм.
- Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия АРТ-терапией создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
- Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным положительным, даже можно сказать восхищающим продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
Техники арт-терапии можно эффективно применять для работы с разнообразной психологической проблематикой, в том числе и в развивающих целях. Они не имеют возрастных ограничений и их можна использоваться в работе со всеми, начиная с детей 3-х лет и до глубокой старости.
Главное АРТ-терапия учит доверять и принимать! Не зависимо от того кто ты и чем ты занят! Задача каждого, работающего с техниками АРТ-терапии — наблюдать за процессом, прислушиваться к нему, быть на вершине кайфа!




